Номер 40 (578), 5.10.2001
К оглавлению
номера
К оглавлению


"АМЕРИКАНСКАЯ" ОДЕССА И "НЕСЧАСТНЫЙ" ДЮК

Не подумайте, что речь пойдет, скажем, об Одессе из штата Техас, упоминаемой в "Одноэтажной Америке" Ильфом и Петровым... Справка. В мире существует 52 города с названием Одесса и большинство приходится на США: в штатах Миссури, Нью-Йорк, Вашингтон, Делавэр, Миннесота, Мичиган, Флорида...

"Российским подобием американского города" Сэмюэл Ленгхорн Клеменс называет именно нашу Одессу.

Заглянем в книгу очерков Марка Твена "Простаки за границей". "Сойдя на берег, я ступил на мостовые Одессы, и впервые после долгого-долгого перерыва наконец почувствовал себя совсем как дома. По виду Одесса точь-в-точь американский город: красивые широкие улицы, да к тому же прямые; невысокие дома (в два-три этажа) – просторные, опрятные, без всяких причудливых украшений; вдоль тротуаров наша белая акация; деловая суета на улицах и в лавках; торопливые пешеходы; дома и все вокруг новенькое с иголочки, что так привычно нашему глазу; и даже густое облако пыли окружало нас словно привет о милой нашему сердцу родины, – так что мы едва не пролили благодарную слезу, едва не удержались от крепкого словца, как то освящено добрым американским обычаем. Куда ни погляди, вправо, влево, – везде перед нами Америка!.."

Верно! Не случайно планировку нашего города сравнивают, к примеру, не только с Петербургом, но и Филадельфией, Нью-Йорком, Вашингтоном, где улицы пересекаются под прямым углом.

Еще выдержка: "Нам попались всего-навсего два памятника... Один – бронзовая статуя герцога де Ришелье, внучатого племянника прославленного кардинала. Он стоит над морем на широком красивом проспекте, а от его подножья вниз к гавани спускается гигантская каменная лестница – в ней двести ступеней, каждая пятидесяти футов длиной, и через каждые двадцать ступеней – просторная площадка. Это великолепная лестница, и когда люди взбираются по ней, они кажутся издали просто муравьями. Я упоминаю об этой статуе и лестнице потому, что у них есть своя история..."

Марк Твен называет Ришелье внучатым племянником кардинала. В действительности Арман Эмманюэль дю Плесси герцог Ришелье был его прапраправнуком. А то, что бульвар именуется проспектом, иностранцу простительно.

Называя лестницу гигантской, писатель подчеркивал ее размеры, но, что интересно, она много лет так и называлась – Гигантская лестница на Николаевском (Приморском) бульваре.

Дальнейшее следование по тексту выявляет нечто невероятное. "Ришелье основал Одессу (в действительности Одесса была основана в 1794 году, а дослужившийся на русской военной службе до звания генерал-лейтенанта герцог де Ришелье в 180З году был назначен императором Александром I градоначальником Одессы и уж никак не был ее основателем. – Ф.К.), отечески заботился о ней, посвятил ей свой изобретательный ум, умел мудро рассудить, что послужит ей на благо, не скупясь отдавал ей свое богатство, привел ее к подлинному процветанию, так что она, пожалуй, еще сравняется с величайшими городами Старого Света, на собственные деньги выстроил эту великолепную лестницу и... И что же! Люди, для которых он столько сделал, равнодушно смотрели, как он однажды спускался по этим самым ступеням, – он был стар, беден, у него ничего не осталось, – и никто не помог ему. А когда много лет спустя он умер в Севастополе, почти нищий, всеми забытый, они устроили собрание, щедро жертвовали по подписке и вскоре воздвигли этот прекрасный памятник – подлинное произведение искусства – и назвали его именем одну из главных улиц города. Это напоминает мне слова матери Роберта Бернса, – когда ему воздвигли величественный памятник, она сказала: "Ах, Робби, ты просил у людей хлеба, а они тебе подали камень".

Интересно, откуда пришла к путешествующему писателю эта невероятная история? От сюжета, достойного Шекспира, до хронологической путаницы.

Во-первых, Дюк отбыл из Одессы во Францию в 1814 году; его не забыли. Наоборот, посетивший Одессу в мае 1818 года Александр I, пожаловал первому министру и министру иностранных дел Франции Ришелье высший орден России – орден св. Андрея Первозванного. Во-вторых, проект лестницы был составлен Ф.Боффо в 1825 году, закладка сооружения состоялась в 1834, а строительство закончилось в 1841 году. Учитывая, что Ришелье умер в 1822 году (явно не в бедности), он никак не мог субсидировать строительство лестницы и тем более ходить по ней. Врядли о готовящемся проекте упоминали при его жизни. Все даты, связанные с Гигантской лестницей, пришлись на правление Николая I.

Между прочим, перед Одессой Марк Твен посетил Севастополь и был поражен видом города, разрушенного в Крымскую войну: "Помпеи сохранились куда лучше Севастополя. В какую сторону не глянь, всюду развалины, одни только развалины!"

Не будем судить о книге по, вероятно, не автором придуманной истории о последних днях Ришелье. "Простаки за границей или Путь новых паломников" – это любопытные наблюдения, представляющие немалый познавательный интерес, исторические сведения и библейские сюжеты в собственном восприятии и, конечно, свойственный писателю юмор.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

К оглавлению номера Вверх Подшивка
К оглавлению ВверхПодшивка